В помощь старшеклассникам

В помощь  старшеклассникам

 

Виды высказываний и требования к ним

Отзыв о книге– это письменное или устное рассуждение, в котором выражается собственное мнение о книге, делается  критический разбор, даётся  оценка произведения.

Если книга понравилась, нужно рассказать о ней так, чтобы читателю захотелось непременно её прочитать.  

Если произведение оставило равнодушным или вам хочется его отругать, делать это нужно корректно и убедительно.

 Что должно входить в отзыв?

1.Краткие сведения о книге:

·         О чём эта книга?

·         Кто автор произведения?

·         Какова основная мысль?

·         Где и когда происходит действие книги?

2.Собственное мнение о книге:

  •          Что  в книге привлекло наибольшее внимание: главный герой, ход событий, описание природы, достопримечательностей,  образа жизни персонажей, язык? Почему?
  • Какие эпизоды взволновали особенно? Почему?
  •         Над какими вопросами побудила книга задуматься?
  •         Чему научила?

3. Оценка произведения:

·         Почему эту книгу стоит (или не стоит читать)?

Чего в отзыве нельзя делать?

Подменять личное рассуждение о книге пересказом её содержания.

 

Отзыв о книге – свободное сочинение. Хорошо, если в нём будет сопоставление с  другой книгой. Работайте вдумчиво. Высказывайтесь искренне, используйте выразительную лексику, разнообразную конструкцию предложений, избегайте шаблонов.

 

 

Составитель Пахер Г. Н.

 

Отзыв (письменный) по впечатлениям от прочитанного текста – это небольшое высказывание о стихотворении, небольшом рассказе.

Содержание отзыва:

·         Отзыв может включать анализ авторского отношения к тому, о чём повествуется в тексте,  сопоставление авторской позиции с вашей.

·         Вы можете высказать своё отношение к тому, о чём рассказано в тексте, к герою рассказа, его поступкам. 

·         Рассказать о том, какое впечатление на вас произвело произведение и почему, привести в пример понравившиеся строки.

·         Поделиться соображениями о содержании и основной мысли рассказа.

Отзыв по впечатлениям от прочитанного сочинение в свободной форме. В этой работе выражается, прежде всего, ваше отношение к  тому, о чём вы прочитали, поэтому в нём  нет критического разбора и оценки произведения.

Высказывайтесь коротко и ясно. Используйте выразительную лексику и разные по строению предложения.

 

Составитель Пахер Г.Н.

Источники информации

1.Словарь юного книголюба. – Москва, «Книга», 1987.

2.Интернет – источник : http://www.pushkinlib.spb.ru/Text/review_70blokada.pdf

3.И. Ф. Гудзик, В. А. Корсаков, О. К. Сакович. Русский язык. 9 класс – К.:Освіта, 2009.

Сочинение по картине

Письменное высказывание по картине может быть составлено в форме сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествования и рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования. Сочинение по картине может быть написано в различных стилях.

По жанру это может быть рассказ, письмо, отклик, рецензия, отзыв, статья в газету о посещении выставки картин, заметка.

Чтобы работа получилась интересной, можно связать её с какой-нибудь жизненной ситуацией, представить себя в какой-нибудь роли.

Рассказ по картине – рассказ экскурсовода, рассказ художника об истории создания картины, рассказ другу о посещении выставки.

Письмо – письмо приятелю о посещении музея картин, письмо автору картины, письмо критику.

Отклик – отзыв о картине известного художника, помещённого в календаре; отзыв о посещении виртуального музея.

Рецензия – критический разбор картины искусствоведом для известного журнала.

Статья в газету о посещении выставки картин классом.

Заметка – заметка в газету о пропаже картины из личной коллекции, информационная заметка об экскурсии в музей или в реставрационную мастерскую.

Каждое сочинение обязательно включает в себя элементы описания картины.

Сочинение-описание картины (пейзажа)

Описание как тип речи отвечает на вопрос «какой предмет?» и имеет такие элементы:

·         общее впечатление (может быть в начале и в конце сочинения),

·         конкретизация предметов и их признаков (называются самые значимые детали),  

·         вывод.

В сочинении необходимо указать  автора, название картины, время её создания. В работе используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.

Сочинение-описание картины передаёт ваше видение изображённого, ваше мнение о картине.  Рассказывая о  содержании пейзажа, высказывая своё мнение о произведении искусства, обратите внимание на изобразительно -выразительные средства, используемые художником. Аргументируйте своё мнение.

В описании используются простые и сложные предложения, предложения разные по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Примерный словарь: автор картины, художник, пейзажист, создатель художественного полотна; нарисовал, изобразил, показал; общий фон картины, передний план, задний план, центр композиции; картина оставляет ощущение, мне нравится; картина напомнила.

Составитель Пахер Г.Н.

 Источник информации:

http://www.normaleducation.ru/

Образец написания сочинения - описания картины (пейзажа)

Описание картины Владимира Лубенко «Слепой дождь»


Живопись Лубенко глубока и многогранна. Кисти художника принадлежат такие шедевры ,как «Упавшее дерево», «Перед бурей», «Явление образа».

 Из всех полотен художника всё же хочется выделить картину «Слепой дождь». На мой взгляд, очень точно подобрано название пейзажа. Слепой дождь – это дождь при солнце, не закрытом облаками. На картине мы его не видим, лишь только наблюдаем за состоянием природы после дождя.

При первом взгляде на полотно сразу же бросается в глаза прекрасное чисто озеро в центре композиции, окружённое  густой зеленью. Его обрамляют парковые насаждения. Ветви оголённых деревьев раскинуты в стороны, будто они вытягивались навстречу дождевой влаге,  самозабвенно ловили лёгкие прозрачные капли, да так и замерли, отражаясь в зеркале водоёма. В них чувствуется спокойствие и умиротворенность.

Синее чистое небо над омытой землёй манит своей глубиной. Солнце освещает бегущую в глубину парка аллею, пустые скамейки на заднем плане озера, ожидающие прохожих.

Недалеко от пруда играют дети, радуются последнему нерастаявшему снегу. Художник изобразил их в правом нижнем углу картины в полроста, но фигуры ребят оживили картину.

Мне очень понравилась картина. Она поразила своей простотой и жизненностью. Глядя на пейзаж, я вспомнила рассказ Бориса Павлика о слепом дожде. Он настолько глубоко и чувственно описал состояние природы во время слепого дождя и после него, что я на мгновение оказалась в волшебном лесу.

 

 По сочинению ученицы 9-В класса Ладыжинской ООШ №2 Студоляк Ольги

Техника составления вопросов

Типы вопросов, их характеристика и использование

 

Типы вопросов

Особенности, конструкция вопроса

Цель использования, психология общения

Примеры

Закрытый вопрос

Предполагает краткий однозначный ответ: «да», «нет», имя, число, дату.

Получить информацию, согласие или отказ. Может  создать впечатление допроса.

Вы живёте в Ладыжине?

На какой улице?

 

Открытый вопрос

Требует работы мысли, развёрнутого ответа. Вопросы:  «почему?», «зачем?», «каким образом?», «каковы ваши предложения?»

и т. д. Нужны другие типы вопросов.

Получить дополнительную информацию, определить мотивы и позицию собеседника.

Может увести разговор в сторону.

Чем вы можете подтвердить сказанное?

Каким образом вы предполагаете это сделать?

Наводящий вопрос

Требует уточнения высказанного

Подталкивает собеседника дать ожидаемый от него ответ

Неужели это поможет?

Основные вопросы

Открытые и закрытые вопросы, которые планируются заранее

Подготовиться к деловой беседе, к диалогу «вопрос – ответ» для  анализа  какой-либо проблемы

Чем жизнь аквариумных рыбок отличается от жизни речных ?

Что необходимо приобрести для содержания аквариумных рыбок?

Второстепенные, или последующие,вопросы

Планируются или задаются по ходу общения с собеседником

Для  уточнения ответов на основные вопросы

Именно этот проект вы считаете наиболее подходящим?

Альтернативный вопрос

Занимают промежуточное положение между открытым и закрытым вопросами

Разговорить собеседника, побудить его выбрать один из предложенных вариантов ответа.

Как вы любите проводить отпуск: путешествовать, выращивать на даче овощи, остаться в городе?

Риторические вопросы

Не требуют прямого ответа.

Акцентировать внимание собеседника, заручиться поддержкой, указать на нерешенные проблемы.

Мы ведь договорились?

Переломные вопросы

Удерживают беседу в рамках или поднимают новый комплекс проблем

Переключиться на другую проблему, преодолеть сопротивление партнёра. Могут нарушить равновесие.

Каким вы видите наше дальнейшее сотрудничество?

Зеркальный вопрос

Содержит часть утверждения собеседника, произносится с вопросительной интонацией.

Позволяет оптимизировать разговор, вызвать доверие собеседника

Вы утверждаете, что эта технология позволит решить нашу проблему?

Контрольные вопросы

Вопросы «кто?», «что?» направлены на факты.

Вопросы «как?», «зачем?» - на человека, его поведение, внутренний мир

Позволяет вернуться к предыдущим этапам работы, проверить достигнутое понимание

Что происходит с металлом при нагревании?

Как изменится поведение человека в космосе?

Вопросы - капканы

Разного характера.

Задаёт оппонент инициатору общения.  Взаимные вопросы – капканы.

А как считаете вы?

Вопросы, направленные  на проверку компетентности

Разного характера.

Оценка знаний и опыта оппонента общения

Что общего между префиксом и суффиксом?

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний

Разного характера

Блеснуть эрудицией и компетентностью

Что вы знаете о последних исследованиях Марса?

Сбивающие вопросы

Разного характера.

Задаются оппонентом с целью отвлечь от проблемы разговора, предложенной инициатором. Инициатору беседы следует предложить рассмотреть вопрос   в другое время.

 

Провокационные вопросы

Разного характера.

Поймать собеседника на противоречии  между сказанным  сейчас и утверждаемым ранее. Не ввязываться в разборки с провокатором.

 

 

Составитель: Пахер Г.Н.

 

Интернет – источник для составления таблицы: elitarium.ru,