Методические разработки Пахер Г. Н. 

 

Практические рекомендации

по адаптации учащихся пятых классов школ

с украинским языком обучения

в поурочной русскоязычной среде

 

Русский язык – один из предметов, который в нашей школе изучается с пятого класса. С русским языком  пятиклассники знакомы на бытовом уровне: в Украине русская речь звучит в семьях, в общественных местах. Многие из ребят знакомы с русской разговорной и литературной речью по печатным изданиям, продукции кино - и телеиндустрии.

Таким образом, в нашей стране имеется та речевая среда, которая способствует хорошему усвоению русского языка.

  Тем не менее, в самом начале знакомства с русским языком ребят ожидают трудности.

Во-первых, трудности психологического характера, с которыми сталкиваются все  «выпускники школы I ступени»: новый учитель, другие условия обучения, повышенные требования к пятиклассникам, отношение к русскому языку.

Во-вторых, сложности, связанные с изучением русского языка как науки: новые слова, термины, необходимость овладения сведениями о языке и речи, выполнение заданий разного характера и сложности.

В связи с преодолением трудностей в период адаптации учеников пятых классов  возникает потребность в составлении практических рекомендаций по  благополучному «вхождению» школьников в новую языковую научную среду.

Для преодоления трудностей психологического характера необходимо:

1.Изучение физиологических и психологических индивидуальных особенностей  учащихся класса. Главный помощник учителя в этот период – учитель начальных классов.

2.Знакомство с учениками, интерес к их личности, внимательное отношение к тому, чем они хотят поделиться;  помощь в преодолении застенчивости.

3.Поощрение любых усилий, направленных на общение на русском языке, на составление высказываний в устной или письменной форме, тактичное исправление ошибок.

4.Оказание помощи в подготовке к урокам: совместный поиск необходимой учебной литературы, рекомендации по соблюдению орфографического режима, опора на положительные умения и навыки, приобретённые в начальной школе, помещение материала к выполнению домашнего задания на личном сайте учителя.

5.Необходима тесная связь  с родителями, совместное решение проблем, возникающих в процессе подготовки к урокам, изучения языка; оказание помощи  Интернет-ресурсами.

Для преодоления трудностей в освоении языка как науки и средства речевого общения помогут  такие шаги:

1. Мониторинговые исследования наличия базы для изучения второго славянского языка: определение отношения родителей к русскому языку, степени владения языком родителями, наличия в домашних библиотеках литературы на изучаемом языке.

2. Мониторинговые исследования степени использования языка учениками  в разговоре дома, в школе с одноклассниками, при просмотре телепередач, при чтении художественной литературы, в работе с компьютером.

3.Формирование  положительной мотивации к изучению русского языка как мирового языка, языка межнационального общения, языка  Интернета, рабочего языка членов нашего правительства, языка великой русской культуры: учителю нужно моделировать  занимательные (по разным параметрам) уроки, давать посильные домашние задания, поощрять проявления творческого подхода.

4. Обязательно осуществлять опору на украинский язык как фундамент для  усвоения  основных сведений о языке и речи, для размежевания двух языков на основе их языковой и речевой индивидуальности.  

5.Пробуждать  интерес к процессу чтения: помочь как можно быстрее усвоить  несколько специфических для русской графической системы букв, оказывать помощь в   понимании прочитанного,  совершенствовать технику чтения вслух и молча. Примером для наследования являются учитель и одноклассники, хорошо читающие и говорящие по-русски.

6.Прививать интерес к чтению художественной литературы: поощрять  ребят, желающих представить прочитанное произведение, поделиться  своими впечатлениями от сказки, рассказа, стихотворения.

7.Настойчиво рекомендовать аккуратное (при значительной скорости)  выполнение письменных работ, предупреждать искажение письменных знаков.

Источники информации:

1.Программа «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (начало изучения с 5 класс). Составители: Курач Л.И., Корсаков В. А. и др. – Киев: Издательский дом «Освіта», 2013.

2.«Общие методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в пятых классах». Письмо МОН № 1/9-368 от 24.05.13 года.

      Методичні рекомендації щодо конструювання сучасного уроку російської мови(типи уроків, цілі уроків, структура уроків різних типів)