Неологизмы в методике преподавания

Б

Билингви́зм (двуязы́чие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами.

К

Кластер педагогический  («наглядный мозговой штурм») – приём составления  схемы в виде грозди, отражающей мыслительные процессы при обсуждении определённой темы. 

 

М

Мастер – класс («мастерский урок», «урок мастера») – урок, который даёт эксперт в данном виде искусства, науки или ремесла.

Отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других. Сегодня — один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства.

Мастер-класс – оригинальный метод обучения.

Задачи мастер-класса в образовании:

1.преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности;

2.обучение профессиональному языку той или иной науки (к примеру, театроведческой, киноведческой, искусствоведческой и т.д.).

 

Мастер – класс - новый сервис в Интернете под названием  «Мастер – класс». Он представляет собой, к примеру, интерактивную структурированную библиотеку эксклюзивных выступлений Экспертов портала. Интерактивность подразумевает под собой возможность общения в режиме o­n-line с любым Экспертом. Эксклюзивность означает, все материалы этого раздела написаны специально для публикующего их портала.

______________________________________________________________________________

Мобильный класс – это тележка – сейф, в котором находится комплект ноутбуков или нетбуков, имеющих беспроводной доступ к локальной сети. Позволяет за несколько минут начать занятия с использованием информационных технологий в любом помещении. Используется для индивидуальной, коллективной работы на уроке, для контроля учителем выполнения заданий учащимися.  

 

 ______________________________________________________________________


Мультилингвальное образование  (многоязычное образование)  – это обучение двум и более языкам.

Есть разные модели мультилингвального образования. Одна из них – это обучение двум и более языкам через преподавание на них биологии, математики, истории и других предметов, через общение на них с преподавателем и другими детьми, через создание языковых сред в школе и вокруг нее. С 2010 года такая модель мультилингвального образования реализовывалась в Крыму с помощью проекта «Крымского диалога» «Крымская школа».

 

Мультилингвальная образовательная среда – 1) образовательная среда, в которой сосуществуют разные языки – традиционный вариант, когда каждый язык изучается обособленно; 2) образовательная среда, которая нацелена на мультилингвальное  обучение с целью формирования многоязычной личности (соизучение языков и культур).

 

Мультилингвальное образовательное пространство - это совокупность образовательных учреждений и структур разного уровня, общественных организаций и т. п., объединённых общей идеей, основу которой составляет система непрерывного мультилингвального образования и межкультурного воспитания личности.

 

Мульти­куль­ту­ра­ли́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

____________________________________________________________________


О

Оксю́морон, окси́морон  в педагогике. Конструирование оксюморона - инструмент, формирующий дивергентное мышление (воображение).

 

 _____________________________________________________________________

 

 

С

Синектика  в педагогике - метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. В педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

Синектика  была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или «мозговой штурм».

 

Организация работы в синектике  включает следующие основные  моменты.
1. Первоначальная постановка проблемы.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определенной подготовкой.
3. Выяснение возможностей решения проблемы.
4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своем собственном понимании.
5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.
6. Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для синектики.
7. "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

По источнику: Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря,  российская национальная библиотека, 2005-2007 г.


 

"Слепая схема" - схема действий без значения, с пустыми ячейками, которые учащиеся должны заполнить.

 

Системный оператор – одно из базовых понятий ТРИЗ: технология анализа информации и составления вопросов.

____________________________________________________________________

 

 

Т

ТРИЗ – педагогика – инновационная система, направленная на формирование творческих качеств, инновационного мышления человека.

Методологической основой для ТРИЗ - педагогики является фантастический рассказ

Г.С. Альтшуллера «Третье тысячелетие»,  в котором он описывает принципы педагогики будущего.

ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалась на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ.

Для развития творческих навыков ТРИЗ - педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задачв таких областях, как: физика, биология, экология, искусство, техника, бизнес. Изданы сборники задач для школьников. Книга А. А. Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» для детей младшего школьного возраста переведена на многие языки и издана в США, Китае, Южной Корее, Чехии, готовится к изданию в Польше.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как

В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Книги

М. Шустермана "Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких"http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9181.php и В. Богата "В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет"http://www.ozon.ru/context/detail/id/3374940/ рекомендованы к применению, как пособия по развитию творческого мышления в ДОУ Российской Федерации.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по ТРИЗ-педагогике. Книга мастера ТРИЗ, вице-президента Международной Ассоциации ТРИЗ по вопросам образования А. А. Гина «Приемы педагогической техники» издана в России, Белоруссии и Украине (14 изданий, общий тираж более 80 000 экз.)

Начиная с 1998 года ежегодно в Челябинске проводятся конференции по ТРИЗ-педагогике.

 

ТРИЗ - педагог - универсальная творческая личность, инновации которого направлены на развитие инновационного мышления и инновационной деятельности учащихся.  

 

 

 По материалам Википедии

____________________________________________________________________